Датчик массового расхода воздуха – как проверить самостоятельно

Все современные автомобили оборудованы системами управления, элементами которых являются различные датчики. К самым важным измерительным приборам автомобиля относится датчик массового расхода воздуха. Он определяет количество воздушной массы, которая поступает в топливную систему. В зависимости от полученной информации электронный блок управления подает соответствующие сигналы на инжекторы, дроссельную заслонку и другие узлы.

Содержание
  1. ДМРВ – принцип работы
  2. Поломки расходомеров – из-за чего они бывают
  3. Признаки неисправности ДМРВ
  4. Как проверить работоспособность расходомера
  5. Датчик массового расхода воздуха неисправен – что делать?

1 ДМРВ – принцип работы

Работа топливной системы заключается в том, чтобы воздух и бензин поступали в мотор через клапаны в определенном соотношении. Качественное регулирование невозможно без непрерывного и точного измерения объема воздуха.

Датчики массового расхода воздуха бывают разных типов, самыми распространенным из которых являются проволочный и пленочный. Метод измерения такими датчиками основан на том, что сопротивление металлов зависит от их температуры. Чувствительным элементом ДМРВ является платиновая проволока, через которую проходит поток воздуха. Она включена в мост сопротивлений, который всегда должен оставаться в равновесии.

Чем больше поток воздуха, тем сильнее подогревается платиновая проволока для поддержания равновесия моста. А чем больше подогревается чувствительный элемент, тем больше значение тока, протекающего через него. В итоге на выходе датчика получаем напряжение, величина которого пропорционально зависит от тока.

Значение напряжения используется в качестве информации электронным блоком управления. Иногда ДМРВ дополняется датчиком температуры входящего воздуха. В таком случае измерение количества воздуха становится еще точнее, так как в расчет берется его плотность.

Располагается ДМРВ чаще всего между корпусом воздушного фильтра и дроссельной заслонкой в специальной трубке. В некоторых старых автомобилях датчик встраивался в корпус дроссельной заслонки. Сейчас от такой конструкции отошли, так как при поломке ДМРВ нужно было менять весь дроссель целиком.

2 Поломки расходомеров – из-за чего они бывают

Иногда расходомеры выходят из строя. Основных причин поломки всего три:

  1. Загрязнение чувствительного элемента. В потоке воздуха, который проходит через измерительный прибор, могут содержаться различные частицы. Они налипают на проволоку и чувствительность оборудования уменьшается. Проволока нагревается сильнее и в результате этого со временем перегорает.
  2. Механическое повреждение. Чаще всего оно является результатом попытки почистить ДМРВ.
  3. Выработка ресурса. Со временем характеристики измерительного прибора теряются, и определение объема воздуха становится неточным. Это естественное явление для всех измерительных приборов.

3 Признаки неисправности ДМРВ

Последствием поломки датчика расхода являются не присущие нормальной работе автомобиля симптомы:

  • пуск мотора затруднен: зажигание пропадает сразу после первой искры;
  • высокие или слишком низкие обороты на холостом ходу;
  • ухудшаются характеристики двигателя: плохой разгон, повышенная детонация, пропуск зажигания, черный дым из выхлопной трубы;
  • двигатель глохнет при первом нажатии или отпускании педали газа;
  • повышенный расход топлива.

Указанные признаки не на 100% указывают на неисправность ДМРВ. Возможно, причина необычного поведения автомобиля совершенно в другом. Поэтому прежде чем менять расходомер на новый, следует его проверить.

4 Как проверить работоспособность расходомера

Самый простой способ проверить ДМРВ – провести диагностику автомобиля при помощи сканера. Такого устройства у большинства автовладельцев нет, так как его покупка нецелесообразна. Для диагностики ДМРВ без сканера понадобятся:

  • мультиметр;
  • электрическая схема ДМРВ;
  • разъем с проводами.

Алгоритм проверки датчика следующий:

  1. Остоединить разъем от ДМРВ.
  2. Повернуть ключ зажигания в положение ACC.
  3. Проверить на разъеме расходомера, поступает ли питание. Если нет, то следует искать причину в проводке. Если же напряжение есть, то перейти к следующему шагу.
  4. Подключить запасной разъем с проводами.
  5. Подать питание туда, где оно должно быть.
  6. Измерить выходной сигнал с соответствующих проводов согласно схеме. Он должен быть минимального значения в соответствии с градуировкой. Если он отсутствует или выше чем нужно, то датчик неисправен. Если все нормально, то перейти к следующей проверке.
  7. Отсоединить патрубок от дроссельной заслонки.
  8. Завести машину.
  9. Проконтролировать выходной сигнал при холостых оборотах. Если наблюдаются скачки, то ДМРВ подлежит замене.

Проверить точность измерений в обычных условиях невозможно. Делается это только в лаборатории на специальном оборудовании.

Если хоть какой-нибудь выходной сигнал с расходомера имеется, можно попробовать его реанимировать. Нужно купить жидкость для очистки ДМРВ и воспользоваться ею, как описано в инструкции. После этого нужно произвести повторную проверку, как описано выше. Если ничего не изменилось, то датчик нужно поменять.

Как уже говорилось, самой частой причиной поломкой ДМРВ является загрязнение. Пыль попадает на чувствительный элемент, если воздушный фильтр не способен ее удержать. Фильтрующий элемент нужно менять не реже, чем рекомендовано инструкцией по эксплуатации. Если ваш маршрут часто пролегает по сильно запыленной местности, то фильтр нужно менять чаще.

5 Датчик массового расхода воздуха неисправен – что делать?

Неисправный ДМРВ подлежит замене, так как ремонту он не подлежит. Новые расходомеры для современных автомобилей купить не проблема. Цена ДМРВ для моделей ВАЗ, таких как Лада Приора, Лада Калина, Газелей и других отечественных авто относительно невысокая. Сложнее с автомобилями импортного производства.

Например, для Опель Астра, Форд Фокус, Фольксваген Гольф и других оригинальные расходомеры очень дорогие. Большинство автопроизводителей не выпускают ДМРВ. Для них это делают другие компании, такие как Bosch, Siemens, Denso и другие. Поэтому по оригинальному артикулу можно подобрать замену от конвейерного поставщика. К сожалению, даже в этом случае датчики не всегда бывают по приятной цене. Тогда на помощь приходят запчасти, бывшие в использовании.

Проверка датчика массового расхода воздуха занимает не более 10 минут. И если все сделать правильно, то достоверно можно определить его состояние.