Тюнинг АКПП – новые возможности штатной коробки!

Фото - Тюнинг АКПП – новые возможности штатной коробки! Чип-тюнинг
Автоматическая коробка передач – это сложный механизм, работа которого зависит от различных настроенных параметров. В статье рассмотрим наиболее рациональные виды модернизации данного агрегата.

Автомобили с автоматической коробкой передач с каждым днем становится все больше. Естественно, что становится больше и автолюбителей, которые хотят своими руками повысить эффективность и ресурс АКПП на своем автомобиле для чего прибегают к процедуре тюнинга. На современном этапе, тюнинг «автомата» бывает программным и механическим, в первом случае происходит перекалибровка алгоритмов работы АКПП, то есть чип-тюнинг, во втором изменение или дополнение конструкции коробки передач.

Зачем необходима модернизация АКПП на авто?

Автоматическая трансмиссия отличается от механической по большей части лишь наличием гидротрансформатора. Это устройство, которое состоит из двух моторчиков с лопастями, турбины и насоса. Таким образом, данная деталь выполняет не только функции сцепления, но и изменяет крутящий момент в зависимости от частоты вращения колес автомобиля. Колесо насоса гидротрансформатора находится в связке с коленвалом двигателя, а турбина с коробкой передач.

Гидротрансформатор для автоматической трансмиссии
Гидротрансформатор для автоматической трансмиссии

В схеме АКПП существует также гидромуфта, которая передает крутящий момент и специальный реактор, который осуществляет контроль передачи энергии посредством рабочей жидкости. Кроме того, работой автоматической коробки также управляет огромное количество датчиков, демпферы и иные детали, которые призваны снижать рывки, толчки, возможные вибрации и другие источники шума.

Чип-тюнинг и механический тюнинг АКПП — можно ли сделать своими руками?

Таким образом, чтобы оптимизировать работу автоматической трансмиссии своими руками, необходимо увеличить скорость работы, то есть  передаточное значение коробки, что в свою очередь позволяет агрегату раскручиваться до больших максимальных значений и ведет к улучшению динамики в работе. Увеличение скорости работы АКПП означает чип тюнинг «гидромозгов», так как большая скорость работы потребует и большего давления масла в системе коробки. В этом случае, специалисты по чип тюнингу перепрошивают параметры работы EPCS (Electronic Solenoid), чтобы система воспринимала большую подачу трансмиссионного масла.

Тюнинг «гидромозгов» для увеличения скорости работы АКПП
Тюнинг «гидромозгов» для увеличения скорости работы АКПП

Однако, без механических изменений в данном случае не обойтись, так как увеличение давления приводит к существенному увеличению температурных значений в АКПП, а значит, необходима установка дополнительного кулера охлаждения. Однако перепрошивка «гидромозгов» это лишь первая часть работы по модернизации автоматической коробки с помощью чип-тюнинга. Практически на всех современных моторах с АКПП подхват средних оборотов начинается с отметки в 2000-2200 тысяч об/мин. Турбированные двигатели также имеют турбояму, так что данный подхват начинается еще позже. Конструкция автоматических коробок имеет специальный датчик оборотов вала (ISS). Соответственно, тюнинг коробки подразумевает оптимизацию датчика и перенастройку параметров его работы, чтобы увеличить значение крутящего момента при разгоне а в некоторых случаях позволяет уменьшить расход топлива, если проводится в комплексе с чип-тюнингом двигателя.

Таким образом, после перепрошивки электронных «мозгов» и оптимизации датчиков системы переключения в коробке будут более жесткие, а при разгоне автомобиль будет пробуксовывать и увеличится начало момента разгона. Однако в этом случае существенно увеличивается нагрузка на фрикционы коробки. Специалисты рекомендуют заменить штатные фрикционы на более мощные, например, с увеличенной площадью соприкосновения. При этом также увеличивается нагрузка на детали двигателя и ходовой части автомобиля (редуктор, коленвал и тд.). В зависимости от «глубины» тюнинга АКПП, стоимость замены различных деталей не маленькая, однако без этого тюнингованная коробка вряд ли прослужит долго. Что касается установки новых деталей своими руками, то для этого придется снимать и полностью разбирать коробку, что требует определенных профессиональных знаний.

Мощный фрикцион с увеличенной площадью соприкосновения
Мощный фрикцион с увеличенной площадью соприкосновения

Помимо замены фрикционов и изменений в системе ЭБУ, меняются также поршни, обгонные муфты, и другие базовые элементы. Иногда, после тюнинга остается только корпус от базовой коробки, а все заводские части переоборудуются или заменяются. В любом случае делать чип-тюнинг коробки можно как в специализированных мастерских, так и своими руками, имея в наличии соответствующие программы и оборудование (компьютер, специальный загрузчик, разъемы и т.д). Тюнинг механической части также можно выполнить своими руками, но лучше доверить профессионалам, так как это требует максимально точных расчетов и оптимизации изменений под конкретную модель двигателя, ходовой части и блока управления.

Использование присадок для увеличения ресурса АКПП

Присадки в автоматическую коробку передач необходимы для увеличения ресурса и параметров работы с помощью изменения характеристик трансмиссионного масла и рабочей жидкости.

Присадки в автоматическую коробку передач
Присадки в автоматическую коробку передач

Некоторые виды присадок предназначены для улучшения показателей охлаждения (особенно актуально в случае использования дополнительного кулера). Не следует верить производителями и «экспертам», которые утверждают, что некоторые присадки в АКПП, как, например, присадки в бензин, способны улучшить динамические свойства. Улучшить динамику можно только с помощью чип-тюнинга или механических изменений. Что касается присадок, то главное предназначение это:

  • восстановление и продление рабочего ресурса масляных насосов;
  • повышение общего ресурса эксплуатации в 1,5-2 раза;
  • улучшение смазочных свойств рабочей жидкости и плавности переключения передач;
  • укрепления различных уплотнителей системы;
  • уменьшение степени окисления и старения рабочей жидкости АКПП.
Присадка для улучшения смазочных свойств рабочей жидкости АКПП
Присадка для улучшения смазочных свойств рабочей жидкости АКПП

Таким образом, использовать присадки для автоматических коробок рекомендуется только в случае необходимости продления ресурса. Если коробка требует срочного ремонта, а вы решили сделать тюнинг различных частей АКПП, то присадки не помогут, а в процессе механических изменений выведут элементы коробки из стоя окончательно. Никаких дополнительных знаний при использовании присадок не требуется, достаточно следовать инструкции производителя и при необходимости своими руками залить присадки в трансмиссионное масло через верхнюю горловину картера АКПП (в случае обслуживаемых коробок).

Похожие статьи

Оцените статью
TuningKod
Добавить комментарий