Если с утра вы не можете завести свой автомобиль, который еще вчера работал безупречно, вероятнее всего, произошла утечка тока. Подобное явление присуще транспортным средствам разных производителей. Разберемся с причинами возникновения утечки, а также с правилами ее измерения.
Разряд аккумулятора – застрахован ли от него кто-нибудь?
В любой современной машине имеется аккумуляторная батарея (АКБ). Она помогает автогенератору питать различные электронные устройства в салоне в случаях, когда он не справляется с чрезмерными нагрузками, а также обеспечивает беспроблемный запуск мотора. АКБ во время езды подзаряжается. За счет этого разряд аккумулятора постоянно возмещается.
В идеале во время стоянки АКБ не теряет накопленный заряд. На практике достигнуть подобной идиллии не получается из-за утечки тока. Именно он в большинстве случаев ответственен за разряд. Причем такая утечка присуща и старым советским машинам, и совершенно новым иномаркам. Нередко в последнем случае ток аккумулятора легкового автомобиля «убегает» еще быстрее, что обусловлено большим количеством электроники, которыми современные автопроизводители пичкают свои детища.
Многие водители, не сумев завести свое транспортное средства с утра, просто подзаряжают аккумуляторную батарею и отправляются по своим делам. Они игнорируют возникшую проблему, считая ее незначительной. Это недопустимо. При таком отношении в один прекрасный момент произойдет глубокий разряд аккумулятора, что приведет к выходу его из строя. Придется приобретать новую АКБ. А это при нынешних ценах на них, согласитесь, неразумное действие. Лучше сразу найти утечку и восстановить нормальную работу батареи в машине.
Преждевременная разрядка АКБ может возникнуть по разным причинам. Очень часто утечка обуславливается поломкой штатных (электрические провода, сигнализация, стартер, генератор, аудиосистема в автомобиле) и нештатных (видеорегистратор с антирадаром, навороченная магнитола, бортовой компьютер) систем и оборудования. Заводские устройства на машине отличаются высоким эксплуатационным ресурсом. Штатные системы могут привести к утечке только после продолжительного их применения (200–250 тыс. км). А вот нештатное оборудование при неправильном подключении становится причиной утечки очень часто.
Эксперты говорят, что в 80–85 % случаев разряд аккумулятора вызывает установка новомодных магнитол и сигнализаций сторонних производителей.
Чрезмерная утечка также будет неизбежной, если автомобиль эксплуатируется с некачественной либо чересчур изношенной изоляцией и проводкой. Иногда достаточно сильно окисленных или грязных электроконтактов довольно, чтобы АКБ отказывалась выполнять свою задачу.
Какова норма тока утечки – 40 или 80 мА?
Автомобили наших дней представляют собой сложнейшие конструкции, состоящие из зачастую уникальных агрегатов, которым для работы нужно электричество, хитросплетения кабелей и других не менее важных систем. По этой причине полностью избежать утечки нереально, даже когда машина только сошла с конвейера, и на ней установлена новенькая АКБ. То есть несущественный разряд батареи – это норма для любых транспортных средств. Но если ток утечки становится по-настоящему большим, о нормальности функционирования автомобиля говорить уже не приходится.
Давайте выясним, что можно считать естественным (а значит, полностью безопасным для авто) разрядом. Здесь все непросто. Допустимая утечка – величина капризная. Она варьируется в зависимости от марки и модели транспортного средства, его габаритов, наличия штатных и дополнительных электронных систем, а также от ряда других факторов. По словам специалистов, нормальная утечка должна быть следующей:
- на крупных по габаритам машинах (внедорожники, джипы) – максимум 80 мА;
- на иномарках классов С и В – около 40 мА;
- на авто отечественного производства и остальных иномарках – 15–75 мА.
Обратите внимание! Приведенные выше цифры являются достаточно условными и усредненными. Допустимая утечка, как было сказано, зависит от многих факторов. Решать – нормальный разряд АКБ на вашей машине либо нет, приходится в каждом случае индивидуально. С подобными вопросами лучше обращаться к мастерам хорошего автосервиса, специализирующегося на обслуживании той или иной марки автомобиля.
Определение причин разрядки АКБ – правила самостоятельных измерений
Замерить ток утечки вполне реально в условиях своего гаража. Для выполнения этой операции нужно запастись:
- мультиметром (многие водители называют этот универсальный измерительный прибор тестером);
- рожковым ключом на 10 или 8 (с его помощью будем откручивать клемму АКБ).
Работы желательно выполнять в плотных перчатках. Так вы убережете руки от порезов. Проверить утечку электрического тока на своем автомобиле мультиметром можно по простой схеме:
- Выключаем зажигание транспортного средства, убираем ключ из замка.
- Стекла в автомобиле открываем, а двери закрываем. Доступ в салон должен быть в любом случае, так как в процессе замеров аккумуляторная батарея будет включаться и отключаться, что может привести к активации центрального замка.
- Отключаем все потребителя электроэнергии. Здесь важно не пропустить ни одного устройства. Не забываем отключать лампочки в бардачке, багажнике, под капотом и прочих потаенных местах.
- Открываем капот машины.
- Откидываем с АКБ минусовую клемму.
- Берем тестер, настраиваем его на режим замера тока (прибор станет работать, как обычный амперметр).
- Подключаем мультиметр в разрыв между минусовым выводом батареи и клеммой.
Осталось лишь включить прибор и померить имеющийся ток утечки. Смотрим на показания мультиметра. Если они не попадают в допустимые интервалы (15–70 мА), мы имеем дело с утечкой. Нужно определить ее причину. При включенном тестере начинаем вынимать (по очереди) все реле и предохранители в электрической цепи машины. На одном из этапов отключения указанных элементов величина утечки придет в норму. Это означает, что мы смогли найти проблемного потребителя. Ремонтируем либо заменяем его и снова наслаждаемся безупречной работой АКБ.
Что делать, если стандартная проверка не дает результатов?
Иногда извлечение предохранителей не позволяет определить потребителя, который нарушает работу аккумулятора. В подобных случаях следует проверить генератор. Это устройство не защищено предохранителями. Нередко проблема с АКБ обусловлена тем, что генератор просто-напросто не заряжает ее. Проверку выполняем так:
- Отключаем зажигание, вырубаем все потребляющие электроток устройства.
- Подсоединяем красный щуп тестера к плюсу батареи, черный – к минусу.
- Выставляем мультиметр на замер напряжения.
- Включаем тестер. Смотрим на цифры. На заряженной полностью АКБ напряжение должно иметь величину 12,6–12,9 В.
- Заводим мотор.
- Включаем обогрев заднего стекла, печь, ближние фары. Повторно производим замер. Оптимальная величина напряжения 12,8–13,4 В, допустимая – до 14,3.
В ситуациях, когда показатель вольтажа аккумулятора находится в указанных пределах, генератор работает исправно, он заряжает АКБ. Если же вольтаж ниже, проблема в генераторе. Чаще всего она решается путем замены диодного моста, проводов и щеток.
Следите за током утечки, незамедлительно приводите его в норму при фиксации проблем с АКБ. И тогда ваш автомобиль не преподнесет вам никаких сюрпризов даже при длительной и активной эксплуатации. Удачи!