Стук в рулевой рейке – причины возникновения и методы их устранения

Проблемы с управлением

Подавляющее большинство современных автомобилей используют реечный принцип рулевого управления. Конструкция этого узла весьма проста, механизм не требует трудоемкого ухода за собой. При этом он весьма прост в эксплуатации и очень надежен. Однако он склонен к появлению некоторых типичных неисправностей, самая распространенная из которых – стук в рулевой рейке. Причины его возникновения различны, а путь устранения в основном один – основательный ремонт или замена узла.

Подавляющее большинство современных автомобилей используют реечный принцип рулевого управления. Конструкция этого узла весьма проста, механизм не требует трудоемкого ухода за собой. При этом он весьма прост в эксплуатации и очень надежен. Однако он склонен к появлению некоторых типичных неисправностей, самая распространенная из которых – стук в рулевой рейке. Причины его возникновения различны, а путь устранения в основном один – основательный ремонт или замена узла.

Признаки неисправности механизма

Основной элемент механизма реечного управления – зубчатая рейка, которая перемещает ведущую шестерню рулевого колеса. Такой узел присутствует практически в любой машине иностранного производства последних лет разработки: от Форд Фокус 2 до Рено Логан. Обращаются за помощью из-за посторонних звуков в рейке и владельцы ВАЗ Гранта, нередко гремит рулевой узел в Калине. Признаки неисправности обнаруживаются сразу – водитель начинает слышать довольно громкие посторонние звуки в нижней области руля.

Причины появления посторонних звуков

Одна из основных причин появления в рулевой рейке посторонних звуков – неправильная работа зубцов: вследствие образовавшегося чрезмерного люфта они некорректно зацепляются друг за друга. В этом случае стук значительно усиливается при движении по неровной дороге.

Почему образуется люфт? Объяснение простое: не всякий автомобиль иностранного производства, особенно оснащенный ЭУР – электроусилителем руля – адаптирован к условиям эксплуатации на отечественных дорогах. Плохое качество дорожного полотна приводит к быстрому износу всех механизмов транспортного средства, и первой изнашивается именно рулевая тяга.

Даже если импортная машина адаптирована к местным условиям езды, небрежное ее использование (движение на высоких скоростях по рытвинам и ямам) обязательно приведет к тому же результату. Это же относится и к отечественным автомобилям.

Столь же часто посторонний стук появляется из-за износа или выхода из строя защитных резиновых чехлов. Они в этом случае перестают защищать механизм от грязи и пыли, повреждающих опоры скольжения и саму рейку.

Третьей популярной причиной возникновения дефекта является механическое повреждение самой рейки в ее центральной части из-за «усталости» металла, вследствие удара или как результат агрессивного вождения.

Руль стучит и из-за плохой затяжки своих крепежных соединений (эту проблему можно устранить подтяжкой всех болтов и гаек), а также из-за износа пластмассовой опорной втулки на одной из сторон рейки.

Как не допустить появления дефекта?

Минимизировать риск возникновения этого дефекта поможет выполнение следующих простых правил:

  • никогда не тормозить излишне резко (кроме нештатных ситуаций для избегания аварий);
  • не ускоряться перед препятствием на дороге и сразу после преодоления их во избежание удара о поверхность дорожного полотна;
  • во время парковки не врезаться колесами в бордюр, ведь удар по колесу в таком положении передается точно на рулевой узел;
  • регулярно проверять состояние защитных чехлов, заменять их при повреждении с одновременным осмотром и диагностикой состояния рулевой рейки.

Если стук уже появился

Выходом из этой неприятной ситуации станет основательный ремонт рулевого механизма или полный рестайлинг – замена узла на новый. Нередко автовладельцы пытаются убрать стук рейки своими руками – они подтягивают регулировочный винт. Однако в этом случае существует опасность, что рейка излишне зажмется, в результате чего управляемость автомобиля значительно ухудшится, последствия могут быть печальными для водителя и его пассажиров.

Определить состояние механизма можно, проведя самостоятельную диагностику. Машина с выключенным двигателем располагается на смотровой яме, подъемнике или эстакаде. Требуется поочередно проворачивать рулевое колесо до упора в одну и в другую сторону, оценивая на слух и визуально положение всех креплений узла.

Также проверяется наличие в шарнирах рулевых тяг зазоров, определяются точки заедания и появления стука рулевой рейки. Затем операцию нужно повторить при отсоединенных поперечных тягах и поворотных рычагах, и если посторонние звуки не прекращаются, деталь нуждается в ремонте и замене.

Похожие статьи

Оцените статью
TuningKod
Добавить комментарий