08.10.2017

Сколько тормозной жидкости нужно для замены и как проверить ее состояние?

Тормозная жидкость во многом определяет эффективность тормозов. За ее уровнем и качеством следует постоянно следить, иначе даже полностью исправный механизм не сработает. Менять ее нужно по истечении определенного времени или при возникновении непредвиденных ситуаций.

Содержание
  1. Тормозная жидкость – виды и свойства
  2. Когда проводить плановую и внеочередную замену?
  3. Проверка состояния ТЖ – визуально и с приборами
  4. Как заменить жидкость – важна ли очередность колес?

1 Тормозная жидкость – виды и свойства

Сколько тормозной жидкости (ТЖ) нужно для замены, можно узнать из технической характеристики модели автомобиля. Эти сведения не столь важны. Важнее знать, какая жидкость залита в тормозную систему, каковы ее свойства, когда и как ее заменить. Для каждой машины нужен свой состав, который подходит именно для этой марки. Если залить ТЖ, не подходящую для данной модели, тормоза в экстренном случае могут отказать. ТЖ должна охранять свои характеристики продолжительное время, не замерзать, не закипать. Со временем ее свойства утрачиваются, поэтому важно вовремя произвести замену, пока ее состояние не стало критическим.

Большое значение имеет химический состав. Применение жидкости с компонентами, которые не подходят данной модели, чревато неприятностями. Вещество в определенной мере воздействует на тормозную систему, и, если компоненты не подходят автомобилю, может произойти деформация деталей, понижается их работоспособность. Раньше в состав ТЖ входили в принципе нейтральные вещества: спирт и касторовое масло в равных пропорциях. Это минеральные ТЖ, которые неплохо справлялись с работой, но рано закипали и окисляли металлы. К тому же, их невозможно применять для дисковых тормозов.

Теперь основу составляет гликолевое вещество или силикон. Такие ТЖ имеют высокую температуру кипения, что позволяет использовать их в современных автомобилях с дисковыми тормозами. Существенным недостатком является высокая гигроскопичность. Состав забирает из воздуха воду, что приводит к снижению эксплуатационных характеристик. Именно по этой причине приходится довольно часто менять ТЖ. Исключение среди всего семейства – DOT 5, который не реагирует на экстремальные температуры, инертен по отношению к деталям, не гигроскопичен. Поэтому область его применения – спортивно-гоночные машины.

Смешивать можно только гликолевые жидкости разных классов: DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Силиконовый DOT 5 несовместим ни с каким другим составом. Смешивание минеральных и гликолевых жидкостей приводит к порче резиновых манжет.

2 Когда проводить плановую и внеочередную замену?

Тормозная система должна работать при температуре жидкости 200°–265°, что возможно, если ТЖ сохранила свои свойства. Что происходит с ней, если замену (а не долив) провести не вовремя? Жидкость поглощает влагу, что приводит к нежелательным последствиям:

  • зимой она сильно загустевает;
  • летом плохо смазывает узлы тормозов;
  • провоцирует коррозию металлических частей;
  • понижается температура кипения, что недопустимо.

Жидкость с количеством воды 3–5 % способна закипеть при температуре, которая ниже расчетной на 100°. Часть жидкости возвращается в резервуар, не обеспечивается нужное торможение.

На каждую модель производителем установлен срок полной замены тормозной жидкости. В среднем он составляет 2–3 года или 60 тыс. км. Но случаются ситуации, когда замену требуется провести внепланово:

  • при ремонте тормозов;
  • если жидкость визуально грязная;
  • когда значительно понижается эффективность торможения, а механизмы исправны;
  • после длительного периода простоя автомобиля.

3 Проверка состояния ТЖ – визуально и с приборами

Для начала проверим уровень тормозной жидкости и ее качество. Визуальная проверка количества осуществляется очень просто. Под капотом находится полупрозрачный бачок с жидкостью: на нем нанесены метки минимального и максимального уровня. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, сколько ТЖ в системе. Если резервуар металлический, что довольно редко на современных авто, следует снять крышку и посмотреть на уровень. Если нужна доливка, нелишне убедиться, что нигде нет протечек. Уровень может падать из-за износа тормозных колодок.

Также в салон от датчика, который находится в крышке бачка, поступает сигнал на панель приборов об уровне ТЖ. Простым механическим датчиком-поплавком проводится постоянная регистрация уровня жидкости в резервуаре. Когда он падает ниже допустимого, загорается контрольная лампочка. При движении следует остановиться и долить жидкость до нужного уровня. Если причина только в этом, можно продолжать движение.

На эффективность торможения влияет не только количество, но и качество ТЖ. Впитываемая влага понижает ее характеристики. В некоторой степени здесь тоже возможна визуальная оценка. Если хорошо видна грязь в бачке, это неоднозначно говорит о том, что ТЖ требуется поменять. Изменение цвета также подсказывает, что с жидкостью не все в порядке. Точно узнать ее состояние визуально невозможно. Это могут сделать на станции, или можно воспользоваться электронным тестером.

Прибор сравнительно недорогой, простой в использовании. Им проверяют температуру кипения ТЖ. Электронное табло прибора выдает сообщения: 175° – это нормальная температура, ТЖ пригодна для эксплуатации. При показателях 165–175° ТЖ можно использовать, если ее возраст не более 2 лет, но при первой возможности ее желательно заменить. При показателях температуры кипения меньше 165° нужна срочная замена. Такая проверка вместе с осмотром всей системы позволит правильно оценить ее состояние.

4 Как заменить жидкость – важна ли очередность колес?

На СТО замена проводится специальной установкой, но дома можно обойтись и без нее. Понадобится 1–1,5 л тормозной жидкости для иномарок и 0,5–1 л для отечественных машин (для каждой модели количество индивидуальное), прозрачная пластиковая бутылка или стакан и прозрачный шланг. Желательно иметь помощника. Процесс несложный, проводится в такой последовательности:

  • шприцом откачиваем из бачка старую жидкость и заливаем новую до максимального уровня;
  • поддомкратив автомобиль, снимаем колесо;
  • на штуцер надеваем шланг, второй конец опускаем в бутылку со слитой жидкостью;
  • помощник несколько раз качает педаль тормоза, фиксирует ее в нажатом положении;
  • немного отворачиваем штуцер – по шлангу побежит жидкость, возможно, с пузырьками воздуха;
  • заворачиваем штуцер, помощник отпускает педаль и опять качает;
  • повторяем процедуру, пока по шлангу не побежит чистая ТЖ без воздуха;
  • закручиваем штуцер, надеваем защитный колпачок и переходим к следующему колесу.

Следует постоянно следить за уровнем жидкости в бачке во время процесса и доливать ее, чтобы в тормозную систему не засосало воздух.

Важно соблюдать очередность колес при замене ТЖ. Она зависит от того, какая схема тормозных контуров применяется в автомобиле. Если диагональная, первым колесом будет правое заднее, затем – левое переднее, затем – левое заднее и опять по диагонали. Если контуры параллельны, первое – опять правое заднее, потом – другое заднее, спереди – сначала правое, затем – левое.

Похожие статьи