25.02.2018

Двигатель автомобиля ест масло — обзор основных причин и их решение

Многие автомобилисты сталкиваются с тем, что исправный двигатель ест масло, объем которого снижается с течением времени. Существует несколько распространенных причин, из-за которых это происходит. Для определения неисправности проводят диагностику фильтров, уплотнителей, турбины, деталей цилиндропоршневой группы, а также типа самого смазочного материала, который используется на дизельном или бензиновом моторе.

Содержание
  1. Нормы угара масла для различных типов двигателя - как определить?
  2. Причины повышенного расхода - почему это происходит?
  3. Износ маслосъемных колец и цилиндров - основная причина утечки
  4. Диагностика и устранение проблем - профессиональные советы

1 Нормы угара масла для различных типов двигателя - как определить?

Расход масла в том или ином объеме происходит на любом типе двигателя. Для большинства бензиновых и дизельных двигателей со средней степенью мощности (75-85 лошадиных сил) нормой считается такой расход, при котором уровень масла опускается с максимума до минимума на щупе каждые 8-10 тысяч километров пробега, в зависимости от типа смазочного материала.

Похожие статьи

При движении поршня на стенках цилиндров образуется маслянистая пленка, толщиной в несколько микрон. При прохождении топливно-воздушной смеси через цилиндры возрастает температура, из-за чего масло подвергается постоянному испарению. Небольшой процент расходуется через картерную вентиляцию, а также из-за постоянной смазки клапанов и подшипников.

Расход масла напрямую зависит и от режима эксплуатации автомобиля. В умеренном городском режиме, без использования торможения двигателем, резких ускорений и других приемов, влияющих на расход масла, нормальным считается потеря на угар в среднем до 0,1 литра на каждую 1000 километров, либо 0,5-0,15 процентов от количества использованного топлива для бензиновых моторов и 0,10-0,25 процентов для дизельных агрегатов.

Поэтому при сохранении относительного баланса количества смазочного материала в двигателе серьезных проблем с различными его системами нет. При высоком пробеге (более 200000 км) допустимо увеличение указанных норм в 2-3 раза, в такие моторы нередко приходится доливать определенное количество смазки. Но если потери масла растут с каждым километром, значит, какие-то узлы изношены и требуют замены или появились утечки, которые мешают нормальной работе двигателя.

2 Причины повышенного расхода - почему это происходит?

Среди самых распространенных причин, по которым двигатель расходует масло сверх разрешимой нормы, выделяют следующие:

  • некачественное или неподходящее по типу двигателя масло;
  • износ деталей цилиндропоршневой группы;
  • нарушение работы маслосъемных колец;
  • неисправные маслосъемные колпачки;
  • проблемы с системой вентиляции картерных газов;
  • неисправность турбины (при ее наличии);
  • протечка масляного фильтра или прокладки поддона;
  • износ прокладки или крышки блока цилиндров и др.

Даже если все системы двигателя работают исправно, но вы используете некачественное или несоответствующее масло, со временем происходит не только повышенный расход, но и существенный износ деталей цилиндропоршневой группы.

Смазочный материал низкого качества оставляет больше нагара, который откладывается на стенках цилиндров и постепенно коксуется.

Масла низкого качества не содержат в своем составе необходимых для нормальной работы присадок, а значит, не обеспечивается защита от повышенного трения. Чтобы избежать проблем с двигателем, используйте только тот тип смазки по марке и по вязкости, который соответствует рекомендациям производителя автомобиля, сезону и типу эксплуатации.

3 Износ маслосъемных колец и цилиндров - основная причина утечки

Поршень любого двигателя оснащается специальными компрессионными и маслосъемными кольцами. Последние не позволяют смазочной жидкости попадать в камеру сгорания. Они трутся о стенки блока цилиндров, на которых образуется нагар, и со временем кольца коксуются и изнашиваются, что приводит к сгоранию определенного количества масла вместе с топливом. Если вовремя не прочистить цилиндры и кольца, то они перестанут выполнять свою функцию, в результате чего прогорят клапана, цилиндры перестанут работать и двигатель больше не запустится.

Частой причиной, которая встречается преимущественно на двигателях с большим пробегом, является износ маслосъемных колпачков. Эти детали представляют собой упругие сальники, которые подвержены воздействию высоких температур. С течением времени они теряют свои свойства и перестают очищать клапаны от смазки, что приводит к существенному увеличению расхода. Ресурс таких сальников напрямую зависит от режима и условий эксплуатации двигателя автомобиля.

Износ или разрыв прокладки блока цилиндров, которая находится между цилиндрами и рабочими отверстиями системы охлаждения, - одна из самых распространенных причин ухода масла в бензиновых двигателях. В результате потери упругости происходит попадание масла в антифриз, и расход смазки, в зависимости от типа протечки, увеличивается в геометрической прогрессии.

Если двигатель длительное время эксплуатируется на некачественном или отработанном, грязном материале, образуется нагар на поверхности маслоотбойника, из-за чего снижается эффективность работы системы вентиляции картера. Увеличение количества паров смазочной жидкости внутри приводит к повышению давления, и она попросту выдавливается через различные уплотнения, особенно «страдают» сальники коленчатого и распределительного валов.

Если была проведена диагностика, которая показала, что с цилиндрами, уплотнениями, поршнями, кольцами и другими деталями все в порядке, выхлоп не дымит, вы используете качественное и соответствующее всем необходимым параметрам масло, а уровень его постепенно снижается, причина может быть в протечке масляного фильтра, пробоине в картере или износ прокладки поддона двигателя, через которые оно и уходит.

4 Диагностика и устранение проблем - профессиональные советы

На использование некачественного или несоответствующего нужной вязкости смазочного материала указывает нагар на колпачке горловины и быстрое загрязнение жидкости по щупу. Параллельно происходит увеличение расхода топлива и снижение компрессии мотора. Чтобы избежать неприятных последствий для работы цилиндров и поршней, необходимо выполнить комплексную промывку двигателя, поменять фильтр и залить новое масло, рекомендованное производителем для конкретной модели авто.

На износ деталей ЦПГ указывает снижение компрессии и сизый, густой дым, который идет из выхлопной трубы, особенно при подгазовках и увеличении скорости. Тянуть с диагностикой и ремонтом при обнаружении таких признаков не рекомендуется, со временем это приведет к закоксовыванию колец и перекачке жидкости с топливной смесью в камеру сгорания.

При неисправности маслосъемных сальников и колпачков из трубы выходит слишком густой дым синеватого оттенка, при этом можно наблюдать увеличение компрессии на определенных скоростях, существенное повышение расхода топлива, и несоответствие уровней утечки, машина по-разному ведет себя в городском режиме и на трассе. Решить эту проблему можно только заменой колец, а иногда и направляющих с клапанами или после полной капиталки мотора.

На проблемы с прокладкой ГБЦ указывает либо следы утечки непосредственно в месте ее крепления, что заметно при визуальном осмотре, либо появление масляных сгустков в антифризе или излишняя пенистость смазки. Появление масляных пятен под капотом авто, в большинстве случае указывает на проблемы с масляным фильтром, пробой картера или протечку сальника на поддоне.

Турбированные моторы могут "кушать" масло по причине неисправности уплотнения на подшипнике компрессора. В этом случае следы масла обнаруживаются в выхлопной трубе, особенно при работе двигателя на холостом ходу. Часто из строя выходит катализатор и сама турбина (при сильных нагрузках). Решить проблему на раннем этапе можно заменой сальника, при нарушении работы турбины только ее качественным ремонтом.

Похожие статьи