Проблемы со сцеплением – замечаем симптомы, устраняем найденные неисправности

Проблемы с управлением

Важной частью трансмиссии любого автомобиля является система сцепления (СС). Причем не важно, какая коробка переключения передач установлена на машине – автоматическая (АКПП), механическая (МКПП) или же роботизированная (РКПП). Главная функция данного узла – обеспечение связи между двигателем «железного коня» и его КПП посредством плавной стыковки маховика двигателя с валом главной передачи трансмиссии.

Устройство системы сцепления на КПП различных типов

В зависимости от типа установленной на автомобиле трансмиссии расположение, принцип действия и устройство системы сцепления существенно различаются. Соответственно, и признаки неисправностей, а также методы их устранения разные. Отметим, что самостоятельно отремонтировать сцепление для автолюбителя без квалификации возможно только на автомобилях с механической КПП. Существуют следующие характеристики, по которым различаются системы сцепления:

  1. По количеству ведомых дисков – однодисковые и многодисковые системы. Отличаются исходя из названия наличием одного или нескольких дисков, обеспечивающих контакт между агрегатами. На автомобилях МКПП наиболее распространено однодисковое сцепление, среди других – многодисковое, обычно имеющее 2 ведомых диска.
  2. По эксплуатационной среде – сухое и влажное сцепление. Первый вид подразумевает выполнение системой своей функции в сухой среде. Данный вид сцепления наиболее неприхотлив в обслуживании и прост в ремонте. «Влажная» разновидность системы более капризна в обслуживании по причине того, что диски постоянно находятся в емкости, содержащей специальное трансмиссионное масло. Однако такой тип сцепления обеспечивает наибольший комфорт при переключении передач во время движения автомобиля и, как следствие, повышенную динамику.
  3. По способу переключения различают механическое, гидравлическое, электрическое и комбинированное сцепление. Механический тип устанавливается на автомобили с МКПП, остальные разновидности – на автоматические и роботизированные трансмиссии. Хотя и существуют исключения, когда гидравлические системы устанавливаются вкупе с МКПП, но это скорее исключение, чем правило.

Проблемы со сцеплением – замечаем симптомы, устраняем найденные неисправности

Почему авто не едет? Как обнаружить поломку?

Основная причина нештатной работы и поломок узлов и агрегатов трансмиссии вообще и сцепления в частности – это неправильная эксплуатация автомобиля, заключающаяся в следующем:

  1. Агрессивная езда, проявляющаяся в резком трогании с места с пробуксовкой или длительное буксование на пересеченной местности, в грязи, снегу или на льду.
  2. Резкое переключение передач на механической КПП при высоких оборотах двигателя.
  3. Смена сразу нескольких передач с повышенной на пониженную без изменения оборотов двигателя при так называемом «торможении двигателем». Например, если водитель с четвертой передачи сразу включает вторую или первую.
  4. Использование некачественных запасных частей и трансмиссионных жидкостей также часто является причиной преждевременного выхода из строя системы сцепления.
  5. Поломки внешнего характера: заедание педали в салоне автомобиля из-за грязи, перетирание тросика, поломка рычагов, повреждение шлангов при наличии гидравлической системы – все это рано или поздно приводит к нарушению работы узла сцепления.

Ввиду того, что основные механизмы СС находятся внутри «колокола» – защитного кожуха, находящегося между двигателем и коробкой переключения передач, внешний осмотр их невозможен. Поэтому догадаться о тех или иных нарушениях в работе данного узла и определить способы их устранения можно только по явным или побочным признакам, улавливаемым в процессе эксплуатации машины.

Шум и визг со стороны трансмиссии при переключении передач во время движения свидетельствует о том, что износ некоторых деталей уже превысил критическую отметку, или же агрегаты вовсе разрушились и их необходимо срочно заменить. В первую очередь выходят из строя механизмы, которые испытывают максимальные нагрузки. Это, например, может быть разрушение выжимного подшипника, который отвечает за плавное включение и отключение системы. Повреждение, деформация и неправильная регулировка рычагов ведомого диска также сопровождается характерным скрежетом.

Неполное выключение сцепления, переключение передач с большим усилием или невозможность переключения, ощущение того, что машину «ведет», чаще всего являются признаками неправильной регулировки узлов или износа деталей. Наиболее вероятными основаниями для таких «капризов» СС являются:

  1. Неверная величина технологического зазора между дисками.
  2. Неправильная регулировка рычагов прижимного диска или износ пружины диафрагмы.
  3. Нарушена герметичность привода гидравлической системы прижимания диска из-за повреждения манжеты поршня, если установлено гидравлическое сцепление, или повреждение шлангов.
  4. Заедание тросика или педали сцепления, отсутствие должного количества смазки на движущихся механизмах.

Эффект «пробуксовки» трансмиссии, сопровождающийся явным запахом гари, свидетельствует о неполном включении СС.

При этом дополнительно возможны такие симптомы, как медленный разгон, снижение динамики, затрудненное движение при езде в гору и «плавание» оборотов двигателя. Факторы, обуславливающие такое поведение, различны. Наименее опасный из них – плохое притирание ведомого диска, обычно проявляющееся сразу после его замены. Это временное неудобство, и через 1–3 тысячи километров оно самоустранится. Износ сопрягаемой поверхности маховика или пружины диафрагмы, ослабление нажимных пружин со временем, замасливание фрикционных накладок ведомого диска, заедание троса сцепления – все это приводит к вышеописанным признакам в «поведении» агрегата.

Еще один явный признак неисправности сцепления – это вибрация при включении передачи. Обычно такая неисправность связана с износом шлицов на первичном валу коробки переключения передач, нажимного диска, маховика или диафрагменной пружины. Повреждение накладок диска сцепления или их небольшая толщина также приводит к вибрациям.

Проблемы со сцеплением – замечаем симптомы, устраняем найденные неисправности

Ремонтируем авто с МКПП своими руками – порядок действий

Ремонт автоматических и роботизированных трансмиссий целесообразно производить на специализированных СТО, имеющих необходимую материальную базу для компьютерной диагностики и настройки агрегатов. При выявлении вышеописанных признаков в процессе эксплуатации автомобиля необходимо как можно быстрее осуществить обслуживание и ремонт. Если же «капризничает» авто с МКПП, при наличии некоторых навыков и инструмента вполне по силам осуществить все самостоятельно. Для этого:

  1. В первую очередь нужно осмотреть все внешние рычаги, педаль, трос сцепления, их ход должен быть свободен, движения осуществляться без затруднений. При необходимости смазать смазкой, рекомендуемой производителем.
  2. При подозрениях на неисправность внутренних механизмов необходимо отсоединить КПП от двигателя путем откручивания болтов, находящихся на «колоколе», и извлечь механизм сцепления.
  3. Внимательно осмотреть диски, пружины, манжету, гидравлические шланги и цилиндры (главный и рабочий) на предмет механических повреждений или чрезмерного износа. При необходимости заменить неисправные элементы.
  4. С помощью специнструмента замерить зазоры между дисками, они должны быть одинаковы со всех сторон. Динамометрическим ключом проверить, насколько затянуты гайки рычагов и пружин. При необходимости подтянуть (ослабить).
  5. После проведенных процедур нужно установить систему на место, осторожно совмещая отверстие в дисковой корзине со шлицами на валу главной передачи КПП. Затем также аккуратно подсоединить КПП к двигателю. При наличии гидравлической СС залить жидкость в бачок и прокачать систему постоянным выжиманием педали сцепления в течение 10–20 минут.

Проблемы со сцеплением – замечаем симптомы, устраняем найденные неисправности

Во время первой поездки после ремонта следует двигаться осторожно, избегая резких переключений, при этом прислушиваясь к работе агрегата. Необходимо сразу после 1–2 километров пути попробовать езду задним ходом, также прислушиваясь к посторонним шумам. После маршрута в 10–15 км необходимо проверить уровень гидравлической жидкости (при наличии).

Похожие статьи

Оцените статью
TuningKod
Добавить комментарий