Важной частью трансмиссии любого автомобиля является система сцепления (СС). Причем не важно, какая коробка переключения передач установлена на машине – автоматическая (АКПП), механическая (МКПП) или же роботизированная (РКПП). Главная функция данного узла – обеспечение связи между двигателем «железного коня» и его КПП посредством плавной стыковки маховика двигателя с валом главной передачи трансмиссии.
Устройство системы сцепления на КПП различных типов
В зависимости от типа установленной на автомобиле трансмиссии расположение, принцип действия и устройство системы сцепления существенно различаются. Соответственно, и признаки неисправностей, а также методы их устранения разные. Отметим, что самостоятельно отремонтировать сцепление для автолюбителя без квалификации возможно только на автомобилях с механической КПП. Существуют следующие характеристики, по которым различаются системы сцепления:
- По количеству ведомых дисков – однодисковые и многодисковые системы. Отличаются исходя из названия наличием одного или нескольких дисков, обеспечивающих контакт между агрегатами. На автомобилях МКПП наиболее распространено однодисковое сцепление, среди других – многодисковое, обычно имеющее 2 ведомых диска.
- По эксплуатационной среде – сухое и влажное сцепление. Первый вид подразумевает выполнение системой своей функции в сухой среде. Данный вид сцепления наиболее неприхотлив в обслуживании и прост в ремонте. «Влажная» разновидность системы более капризна в обслуживании по причине того, что диски постоянно находятся в емкости, содержащей специальное трансмиссионное масло. Однако такой тип сцепления обеспечивает наибольший комфорт при переключении передач во время движения автомобиля и, как следствие, повышенную динамику.
- По способу переключения различают механическое, гидравлическое, электрическое и комбинированное сцепление. Механический тип устанавливается на автомобили с МКПП, остальные разновидности – на автоматические и роботизированные трансмиссии. Хотя и существуют исключения, когда гидравлические системы устанавливаются вкупе с МКПП, но это скорее исключение, чем правило.
Почему авто не едет? Как обнаружить поломку?
Основная причина нештатной работы и поломок узлов и агрегатов трансмиссии вообще и сцепления в частности – это неправильная эксплуатация автомобиля, заключающаяся в следующем:
- Агрессивная езда, проявляющаяся в резком трогании с места с пробуксовкой или длительное буксование на пересеченной местности, в грязи, снегу или на льду.
- Резкое переключение передач на механической КПП при высоких оборотах двигателя.
- Смена сразу нескольких передач с повышенной на пониженную без изменения оборотов двигателя при так называемом «торможении двигателем». Например, если водитель с четвертой передачи сразу включает вторую или первую.
- Использование некачественных запасных частей и трансмиссионных жидкостей также часто является причиной преждевременного выхода из строя системы сцепления.
- Поломки внешнего характера: заедание педали в салоне автомобиля из-за грязи, перетирание тросика, поломка рычагов, повреждение шлангов при наличии гидравлической системы – все это рано или поздно приводит к нарушению работы узла сцепления.
Ввиду того, что основные механизмы СС находятся внутри «колокола» – защитного кожуха, находящегося между двигателем и коробкой переключения передач, внешний осмотр их невозможен. Поэтому догадаться о тех или иных нарушениях в работе данного узла и определить способы их устранения можно только по явным или побочным признакам, улавливаемым в процессе эксплуатации машины.
Шум и визг со стороны трансмиссии при переключении передач во время движения свидетельствует о том, что износ некоторых деталей уже превысил критическую отметку, или же агрегаты вовсе разрушились и их необходимо срочно заменить. В первую очередь выходят из строя механизмы, которые испытывают максимальные нагрузки. Это, например, может быть разрушение выжимного подшипника, который отвечает за плавное включение и отключение системы. Повреждение, деформация и неправильная регулировка рычагов ведомого диска также сопровождается характерным скрежетом.
Неполное выключение сцепления, переключение передач с большим усилием или невозможность переключения, ощущение того, что машину «ведет», чаще всего являются признаками неправильной регулировки узлов или износа деталей. Наиболее вероятными основаниями для таких «капризов» СС являются:
- Неверная величина технологического зазора между дисками.
- Неправильная регулировка рычагов прижимного диска или износ пружины диафрагмы.
- Нарушена герметичность привода гидравлической системы прижимания диска из-за повреждения манжеты поршня, если установлено гидравлическое сцепление, или повреждение шлангов.
- Заедание тросика или педали сцепления, отсутствие должного количества смазки на движущихся механизмах.
Эффект «пробуксовки» трансмиссии, сопровождающийся явным запахом гари, свидетельствует о неполном включении СС.
При этом дополнительно возможны такие симптомы, как медленный разгон, снижение динамики, затрудненное движение при езде в гору и «плавание» оборотов двигателя. Факторы, обуславливающие такое поведение, различны. Наименее опасный из них – плохое притирание ведомого диска, обычно проявляющееся сразу после его замены. Это временное неудобство, и через 1–3 тысячи километров оно самоустранится. Износ сопрягаемой поверхности маховика или пружины диафрагмы, ослабление нажимных пружин со временем, замасливание фрикционных накладок ведомого диска, заедание троса сцепления – все это приводит к вышеописанным признакам в «поведении» агрегата.
Еще один явный признак неисправности сцепления – это вибрация при включении передачи. Обычно такая неисправность связана с износом шлицов на первичном валу коробки переключения передач, нажимного диска, маховика или диафрагменной пружины. Повреждение накладок диска сцепления или их небольшая толщина также приводит к вибрациям.
Ремонтируем авто с МКПП своими руками – порядок действий
Ремонт автоматических и роботизированных трансмиссий целесообразно производить на специализированных СТО, имеющих необходимую материальную базу для компьютерной диагностики и настройки агрегатов. При выявлении вышеописанных признаков в процессе эксплуатации автомобиля необходимо как можно быстрее осуществить обслуживание и ремонт. Если же «капризничает» авто с МКПП, при наличии некоторых навыков и инструмента вполне по силам осуществить все самостоятельно. Для этого:
- В первую очередь нужно осмотреть все внешние рычаги, педаль, трос сцепления, их ход должен быть свободен, движения осуществляться без затруднений. При необходимости смазать смазкой, рекомендуемой производителем.
- При подозрениях на неисправность внутренних механизмов необходимо отсоединить КПП от двигателя путем откручивания болтов, находящихся на «колоколе», и извлечь механизм сцепления.
- Внимательно осмотреть диски, пружины, манжету, гидравлические шланги и цилиндры (главный и рабочий) на предмет механических повреждений или чрезмерного износа. При необходимости заменить неисправные элементы.
- С помощью специнструмента замерить зазоры между дисками, они должны быть одинаковы со всех сторон. Динамометрическим ключом проверить, насколько затянуты гайки рычагов и пружин. При необходимости подтянуть (ослабить).
- После проведенных процедур нужно установить систему на место, осторожно совмещая отверстие в дисковой корзине со шлицами на валу главной передачи КПП. Затем также аккуратно подсоединить КПП к двигателю. При наличии гидравлической СС залить жидкость в бачок и прокачать систему постоянным выжиманием педали сцепления в течение 10–20 минут.
Во время первой поездки после ремонта следует двигаться осторожно, избегая резких переключений, при этом прислушиваясь к работе агрегата. Необходимо сразу после 1–2 километров пути попробовать езду задним ходом, также прислушиваясь к посторонним шумам. После маршрута в 10–15 км необходимо проверить уровень гидравлической жидкости (при наличии).