
Маркировка свечей зажигания – правила расшифровки
Автомобильные свечи зажигания генерируют искру, которая воспламеняет в бензиновых (инжекторных и карбюраторных) двигателях топливно-воздушную смесь. Такие устройства отличаются друг от друга калильным числом, геометрическими размерами, материалом, из которых они изготавливаются. Маркировка свечей зажигания содержит информацию, описывающую все ключевые технические показатели этих приспособлений.
1 Устройство свечей – что нужно знать автомобилистам?
Составные элементы свечей зажигания (СЗ), расположенные в камере сгорания, испытывают серьезные электрические, механические, химические и термические нагрузки. Поэтому к конструкции устройств, дающих искру, предъявляются особые требования. От качества СЗ и их технического потенциала зависит бесперебойность работы двигателя, его пусковые свойства, топливная экономичность, уровень токсичности отработавших газов.
Похожие статьи
Основная часть свечи зажигания – корпус (цифра 5 на рисунке). Он располагает шестигранником под ключ (1) и резьбой. Последняя дает возможность ввинтить устройство в головку блока цилиндров. Корпус защищается от коррозии специальным покрытием.
Опорная поверхность свечи бывает конической и плоской. Она оснащается уплотнительным кольцом (7), которое необходимо для герметизации места соединения головки блока и описываемого устройства.
Изолятор (2) изготавливается из технической высокопрочной керамики. Он имеет специальное оребрение, называемое барьерами тока (3). Сверху изолятор покрывается глазурью, а его часть со стороны отсека сгорания делается конусообразной (10). Она снабжается тепловотводящей шайбой (9)
Внутри свечи устанавливают контактный стержень (4) и центральный электрод (8). Последний изготавливают из сплавов либо металлов с высоким показателем жароустойчивости. В некоторых моделях СЗ между указанными элементами дополнительно монтируется резистор. Он подавляет радиопомехи. Герметизацию этих деталей производят стеклогерметиком (6).
Сбоку к корпусу приварен еще один электрод (11). Делается он из двух металлов (медь плюс жаропрочная оболочка), что придает ему повышенный ресурс эксплуатации по сравнению с обычными изделиями, изготовленными из одного материала.
2 Как расшифровать маркировку искрогенерирующих устройств российского производства?
Ключевой тепловой показатель свечи зажигания – калильное число (к.ч.). Оно указывает на давление, необходимое для возникновения зажигания. В зависимости от величины этого числа СЗ делят на:
- горячие (к.ч.– от 8 до 14);
- холодные (от 20 и выше);
- средние (17–19).
Приспособления для получения искры с малым калильным числом быстро перегреваются и выходят из строя, с большим – безаварийно работают при повышенных температурах в агрессивных средах. Российские предприятия выпускают свечи с к.ч. 8, 26, 11, 23, 14, 20, 27. Стандартной шкалы калильных чисел у зарубежных производителей нет.
Большое значение имеют и технические характеристики свечей зажигания. К ним относят:
- Искровой зазор между электродами (h на рисунке).
- Длину и сечение резьбы.
- Размер головки ключа.
Величина искрового зазора варьируется в пределах 0,5–2 мм. Рекомендуемое его значение указывается в инструкции по обслуживанию двигателя транспортного средства. Зазор бывает нерегулируемым либо регулируемым. Первый характерен для СЗ без боковых электродов. Сейчас такие конструкции встречаются редко. Регулируемый зазор характерен для свечей, у которых есть возможность подогнуть боковой электрод. Диаметр СЗ обычно равняется 14 мм, длина – от 12 до 25 мм. Размер головки колеблется в пределах 14–18 мм.
Маркировка свечей зажигания – это код, состоящий из букв и цифр. Он описывает технические характеристики генерирующих искру приспособлений – калильное число, размеры отдельных частей устройства, материал изготовления электрода (центрального). Пример расшифровки приведен на рисунке ниже.
Следует обратить внимание на следующие нюансы. СЗ с длиной резьбы на корпусе 12,7 (**) и 9,5 (*) мм имеют размеры М14х1,25 (и никакие другие). Номер разработки (***) варьируется от 1 до 10. Под сокращением о. н. понимают выражение «обозначение не ставится».
Зарубежные аналоги отечественных свечей зажигания указаны в таблице. С ее помощью несложно подобрать устройства, подходящие под конкретный тип двигателя.
3 Свечи зарубежных брендов – особенности маркировки
Иностранные фирмы-производители зашифровывают СЗ также при помощи цифр и латинских букв. Но обязательной схемы маркировки свечей за рубежом нет. Каждая компания кодирует свою продукцию по-разному.
Свечи зажигания японской фирмы NGK (марки BKR и ZFR) обозначаются так – BPR6ES. Под буквой В понимают стандартный шаг и диаметр резьбы (М14х1,25), Р – изолятор проекционной группы, R – резистор (если его нет, другая литера не ставится), S – электрод стандартного типа, Е – размер резьбы. Под цифрой 6 скрывается величина калильного числа.
Чешские устройства Brisk и Denso обозначаются кодами типа DOR15YC-1. В такой маркировке буквы и цифры указывают на:
- параметры корпуса свечи зажигания – D – стандартная (1,25 мм) резьба под шестигранник на 14;
- конструкция отвечает требованиям ISO – О;
- резистор – R;
- калильное число – 15;
- медный электрод – С;
- разрядник (вынесенный) – Y;
- зазор – 1 (равняется 1–1,1 мм).
Маркировка свечей Bosch (SUPER PLUS, SUPER и BOM) – W7BC, WR7DS. Здесь W – это резьба на 14, R – резистор, 7 – калильное число. Под S понимается серебряный сплав (О – стандартный металлический, С – медный, Р – платиновый), под D – протяженность резьбовой части.
Устройства под брендом Champion имеют обозначение вида RN9BYC4. R – это обычный резистор (О – из проволоки, Е – экран), N – резьба, BYC – боковые электроды плюс сердечник из меди, 9 – калильное число. Последняя цифра говорит о величине зазора.