04.08.2017

Настройка зеркал в машине – все правила и нюансы правильной регулировки

Зеркала автомобиля предназначены для обеспечения обзора с водительского места всего пространства позади транспортного средства и некоторого ограниченного по левую и правую сторону от него. Правильно настроенные зеркала в сочетании с умением пользоваться ими позволят значительно повысить безопасность и удобство эксплуатации и управления автомобилем при движении, в том числе задним ходом, совершении различных маневров и даже после остановки, чтобы припарковаться, и на парковке. Настроить их совсем несложно – для этого достаточно запомнить несколько простых правил.

Содержание
  1. Общие обязательные правила настройки зеркал
  2. Особенности и практическая польза правильной регулировки
  3. Регулировка зеркал – все тонкости простой операции

1 Общие обязательные правила настройки зеркал

Чтобы правильно настроить зеркала в машине, необходимо придерживаться следующих инструкций общего характера. Настройку следует производить:

  1. Только когда автомобиль стоит. Во время движения это сделать сложнее, а главное, отвлекаясь на настройку, можно самому создать аварийную ситуацию либо не заметить внезапно появившейся опасности, исходящей от изменившихся дорожных условий или других участников движения, в том числе пешеходов.
  2. До начала эксплуатации машины. То есть перед выездом с места парковки: около гаража; на стоянке; на обочине или парковочном месте дороги, когда потребность в настройке возникла в пути и так далее. Иначе говоря, не стоит регулировать зеркальные устройства заднего вида, например, во время остановки на перекрестке при запрещающем свете светофора – можно не успеть и второпях сделать еще хуже и/или создать помехи (пробку), когда загорится зеленый. Лучше, если уж во время движения выяснилось, что нужна настройка зеркал, припарковаться в разрешенном для этого месте и выполнить ее надлежащим образом в спокойной обстановке.
  3. С водительского места.
  4. После регулировки водительского сиденья, включая его спинки, под себя. Это особенно важно, если автомобилем пользуются несколько человек. То есть настройку зеркал следует выполнять лишь убедившись, что удобно не только сидеть, но и управлять транспортным средством (когда всеми основными органами управления – педалями, рулем и ручкой коробки передач – можно легко и быстро пользоваться) и после начала движения не потребуется менять свою позу и/или регулировку сиденья.

2 Особенности и практическая польза правильной регулировки

Правильно отрегулированные зеркальные устройства позволяют видеть через них все, что находится и/или двигается непосредственно позади транспортного средства и по обеим его сторонам. При этом боковые зеркала должны обеспечивать максимально возможный обзор по бокам машины и в то же время исключать наличие мертвых зон непосредственно позади нее. Мертвыми или, как их еще называют, слепыми зонами называются те участки пространства вокруг автомобиля, которые водитель не видит со своего места. Когда речь идет о зеркалах, то имеются в виду зоны, не видимые через них.

При этом на легковом авто виды обзора всех зеркал в сумме представляют собой единую общую картинку, не имеющую разрывов. А на транспорте, в котором использование салонного зеркального устройства невозможно (грузовом, общественном и подобном), в каждом из боковых зеркал должны быть видны самый край задней части кузова (полуприцепа, прицепа и так далее) и то, что позади, а также сбоку от нее.

Таким образом, правильная настройка зеркальных устройств позволяет водителю во время движения контролировать происходящее позади и по сторонам автомобиля, почти вообще не отвлекаясь от дорожной ситуации впереди. Благодаря этому, достигается максимальная безопасность управления и эксплуатации транспортным средством.

Главная функция боковых зеркал — максимально широкий обзор по бокам авто и отсутствие мертвых зон
Главная функция боковых зеркал — максимально широкий обзор по бокам авто и отсутствие мертвых зон

Похожие статьи

Ведь достаточно периодически только глазами бросать взгляд на зеркала, чтобы оценить происходящее сзади и по сторонам машины, в том числе на соседних полосах движения дороги. Крутить головой не надо и уж в любом случае не нужно оглядываться назад. При этом ситуация впереди остается в поле зрения, то есть под контролем. Лишь изредка, по мере необходимости, надо поворачивать голову не более, чем на 90о. Чаще всего это требуется для того, чтобы дополнительно убедиться в безопасности совершения собственных маневров (перестроения, поворотов, разворотов и прочих). Также это может потребоваться, например, когда обгоняющий или опережающий автомобиль на соседней полосе выходит из поля обзора бокового зеркала. Но в таких случаях необходимость в повороте головы, как правило, возникает только тогда, когда это авто привлекло к себе внимание опасным маневрированием.

Кроме того, при правильной настройке и наличии определенного опыта, можно легко двигаться, маневрировать и парковаться задним ходом, используя только зеркала, не оборачиваясь назад. И остановившись, например, на оживленной дороге или трассе, чтобы убедиться в безопасности выхода из транспортного средства, опять же, достаточно посмотреть в зеркальные устройства, а не крутить головой.

3 Регулировка зеркал – все тонкости простой операции

Последовательность настройки автомобильных зеркал не имеет значения. То есть, можно начать с любого из имеющихся зеркальных устройств заднего вида и затем продолжить регулировку по своему усмотрению. Главное – правильно настроить каждое зеркало. Также не исключено, что в настройке будут нуждаться не все зеркальные устройства. Об этом можно будет судить после ознакомления с данной главой.

Настройка производится индивидуально - здесь нет точных положений или углов
Настройка производится индивидуально - здесь нет точных положений или углов

Салонное зеркало автомобиля следует отрегулировать таким образом, чтобы в нем было видно полностью или почти все заднее стекло кузова. Это зависит от размеров самого зеркального устройства, а также автомобильного заднего окна и транспортного средства (длины салона). При этом зеркало должно быть отцентровано и сориентировано относительно оконного проема следующим образом:

  1. Отражение воображаемой вертикальной центральной оси (середины) заднего стекла должно проходить через центр салонного зеркального устройства.
  2. Верхний и нижний край зеркала должны быть параллельны верху и низу заднего стекла.
  3. В нижней части зеркального устройства должна быть видна узкая либо относительно широкая полоска отражения элементов салона позади водителя. Обязательно должны отражаться детали, установленные на нижней части заднего стекла и/или под (перед) ней (уплотнитель, декоративные накладки и так далее), а также, как правило, при этом видно верх подголовников сидений.
  4. В зависимости от размеров зеркала в верхней его части может отражаться узкая полоска элементов салона над задним стеклом и, возможно, внутренней обшивки крыши. А может быть видна только верхняя часть заднего окна.

Боковые зеркала транспортного средства настраиваем одинаково. Разумеется, они (их продольные осевые линии – середины) должны быть параллельны поверхности, на которой стоит автомобиль. И в левом, и в правом должно быть видно только очень незначительную часть (самый край) заднего крыла, а всю остальную поверхность зеркального устройства должно занимать отражение того, что находится позади и сбоку от авто. Это для легковых авто. На грузовиках, автобусах и подобных транспортных средствах в боковых зеркалах должно быть видно самый край задней части их кузова (полуприцепа, прицепа и так далее).

Выставляя таким образом боковые зеркальные устройства, одновременно настраиваем их и в вертикальной плоскости. Или это можно сделать уже после боковой регулировки. Зеркала не должны быть задраны (смотреть) вверх. Напротив, они должны быть направлены немного вниз, чтобы отраженная линия горизонта располагалась несколько ниже середины зеркального устройства. Правильной настройке будет соответствовать отражение, в котором видно дорогу почти сразу или немного позади машины.

Если в автомобиле нет электромеханического регулятора настройки, то с правым зеркалом, возможно, придется повозиться подольше, чем с левым. Чтобы вручную (с помощью салонного рычажка) было проще выполнить боковую регулировку (по заднему крылу), рекомендуется сделать следующее. Сначала производим приблизительную настройку правого зеркала. Для этого, когда потянемся за рычажком регулировки, свою голову располагаем по центру автомобиля. Затем выставляем зеркальное устройство таким образом, чтобы в нем было видно 1/3–1/2 часть заднего крыла. Потом возвращаемся в свое обычное положение на водительском месте и визуально оцениваем качество регулировки. Если немного не угадали с настройкой, то делаем корректировку.

После настройки всех зеркальных устройств на легковом авто оцениваем, насколько это удалось. Если нет общей картинки, о которой говорилось в предыдущей главе, и между отражениями салонного и боковых зеркал присутствуют слепые зоны, то левое и правое надо немного подкорректировать. Их надо слегка довернуть на себя в сторону кузова, чтобы в них было видно чуть большую часть заднего крыла.

Похожие статьи