04.08.2017

Гелевый аккумулятор – чтобы бортовая сеть работала, как часы

Аккумулятор (АКБ) – важнейший элемент любого современного автомобиля. От грамотного выбора аккумуляторной батареи зависит удобство и надежность эксплуатации транспортного средства. В статье мы рассмотрим все особенности гелевых АКБ, набирающих популярность среди отечественных автомобилистов.

Содержание
  1. Гелевые аккумуляторные батареи – новинка для автомобилистов
  2. Достоинства и недостатки GEL-конструкций – разберемся подробно
  3. Грамотный выбор АКБ – послушаем автоэкспертов
  4. Заряжаем гелевые батареи правильно и безопасно
  5. Восстановление аккумуляторов своими силами – возможно ли?

1 Гелевые аккумуляторные батареи – новинка для автомобилистов

Гелевый аккумулятор представляет собой батарею необслуживаемого типа, которая была изобретена более 40 лет тому назад. Тогда подобные изделия были ориентированы на потребности космической отрасли. В наши дни гелевые АКБ стали активно устанавливаться на обычные автомобили. Современные водители высоко оценили особые эксплуатационные и технические характеристики таких батарей. Это привело к тому, что гелевые изделия начали потихоньку вытеснять с рынка традиционные свинцово-кислотные конструкции.

Высокие технические характеристики аккумуляторов с гелевым электролитом обеспечиваются за счет более современной технологии
Высокие технические характеристики аккумуляторов с гелевым электролитом обеспечиваются за счет более современной технологии

Похожие статьи

Интересующие нас аккумуляторы заливаются двумя стандартными компонентами – дистиллированной водой и серной кислотой. При этом в последнюю добавляют особый состав на основе силикона (двуокись кремния), который преобразует получаемый раствор в гелеобразную густую массу. Корпус описываемых АКБ делается из высокопрочного пластика, а электроды изготавливаются в виде плоских свинцовых пластин либо спиралей. Гелевые конструкции принято делить на два типа:

  • AGM;
  • GEL.

AGM – это батареи с впитывающим стекловолокном. В изделиях, выпущенных по технологии GEL, используется вязкий электролит. В аккумуляторах AGM между отдельными электродами монтируется обработанный кислотным электролитом сепаратор (его функцию выполняет стекловолоконный материал с пористой структурой, обеспечивающей при химреакции рекомбинацию газов). Батареи GEL – более инновационные. Именно их считают чисто гелевыми (ряд специалистов не относят AGM-конструкции к категории гелевых).

Принцип работы аккумуляторов обоих типов одинаков. При изготовлении в них заливают гель, который в процессе усадки формирует множество пор. При использовании на плюсовых пластинах (спиралях) АКБ накапливается кислород. Он идет на минусовые электроды через поры, в результате чего появляются ионы, вступающие в связь с ионами водорода (Н+). Запускается реакция рекомбинации. Ее результатом становится образование воды. Весь процесс является замкнутым. В штатном режиме работы аккумуляторы не нуждаются в обслуживании, так как в них имеются клапаны, предназначенные для сбрасывания лишнего давления внутри АКБ.

2 Достоинства и недостатки GEL-конструкций – разберемся подробно

Гелевые батареи имеют многочисленные эксплуатационные плюсы. К таковым относят:

  • Полную безопасность использования. Гель (электролит) даже при появлении трещин на корпусе батареи не вытекает.
  • Продолжительное время эксплуатации. Описываемые АКБ способны выдерживать до 600 циклов заряда и разряда. Одна батарея будет верой и правдой служить до 10 лет, не требуя сложного обслуживания.
  • Незначительное внутреннее сопротивление и высокий показатель полезного действия.
  • Отсутствие необходимости в добавлении электролита.
  • Возможность применения при температурах от -40 до +40 °С и монтажа батарей на наклонные и вертикальные основания.

Гелевые АКБ полностью безопасны

Кроме того, гелевые АКБ отличаются повышенной прочностью и механической стойкостью. При их производстве используются комплектующие безупречного качества.

Минусы рассматриваемых батарей обусловлены в основном их высокой стоимостью (если сравнивать со стандартными кислотными изделиями). Не каждый водитель готов переплачивать за малоизвестные (пусть и инновационные) аккумуляторы. Другой недостаток гелевых АКБ – невозможность применения в регионах с критически низкими (более -40°) температурами. Также отметим повышенную требовательность батарей к устройству, используемому для их зарядки, а также необходимость в четком соблюдении правил проведения последней. Здесь нужно учитывать следующее. Во-первых, зарядное устройство должно выдавать строго рекомендованный ток. Во-вторых, не допускается перезарядка аккумулятора. Если таковая имеет место, АКБ, вероятнее всего, выйдет из строя. Установка гелевых конструкций на транспортные средства с 13–16-вольтным напряжением на борту нежелательна. На аккумулятор в идеале должно подаваться напряжение 12 В (на практике – 14–14,4).

Автоэксперты дают важную рекомендацию. Если вы хотите, чтобы интересующая нас батарея работала долго и без аварий, обязательно проведите адаптацию бортовой электросети машины, чтобы обеспечить максимально стабильные показатели ее функционирования без скачков тока и напряжения. Только в этом случае гелевые конструкции смогут продемонстрировать весь свой высокий эксплуатационный потенциал, питая видеорегистраторы с антирадарамиавтомагнитолы с сабвуферами и прочую электронику в транспортном средстве.

3 Грамотный выбор АКБ – послушаем автоэкспертов

Правильно подобрать аккумулятор несложно. Нужно лишь учесть следующие его характеристики: емкость и наибольший ток разряда и заряда. Под первой характеристикой понимают максимальную энергию, которую АКБ может удерживать после проведения ее полной зарядки. Величина емкости измеряется в ампер-часах. Из этого показателя мы узнаем, в течение какого конкретного времени изделие имеет возможность отдавать энергию потребителям при условии, что сила тока равняется 1 А. Емкость гелевых батарей варьируется в пределах 55–150. С этой точки зрения они ничем не отличаются от кислотных конструкций.

Максимальный разрядный ток (так называемый пусковой ток) описывает наибольшую силу тока, отдаваемую потребителям на протяжении 0,5 минут. Этот показатель зависит от емкости. Чем она выше, тем больший разрядный ток может выдать АКБ. Величина последнего колеблется в пределах 550–950 А. Зарядный максимальный ток определяет его значение, устанавливаемое при выполнении подзарядки АКБ (до 30 А). При выборе аккумулятора нам следует узнать все указанные выше характеристики и сопоставить их со своими требованиями и возможностями бортовой сети машины.

Выбор АКБ технологии GEL следует производить, исходя из требуемой емкости и тока разряда
Выбор АКБ технологии GEL следует производить, исходя из требуемой емкости и тока разряда

Здесь все элементарно. Выбираем батарею с оптимальными показателями силы тока и емкости для конкретного автомобиля и приобретаем ее. Обратите внимание! АКБ с меньшей величиной сила тока на транспортном средстве применять нельзя, а вот с большей – разрешается. Также стоит уточнить следующие детали:

  • Расположение клемм на АКБ. Если заранее не поинтересоваться этим вопросом, нередко приходится при подключении аккумулятора удлинять кабели, ведущие к нему.
  • Размеры ниши под установку аккумулятора. В принципе, кислотные батареи всегда имеют большие геометрические параметры, чем гелевые. Но лучше перестраховаться и точно определиться с габаритами.
  • Показатель напряжения (выходного) на клеммах. Эта величина обязана полностью соответствовать значениям, указанным в инструкции к АКБ.

И последнее. Если машина эксплуатируется в холодных районах, желательно сразу узнать, на какие именно температуры рассчитан аккумулятор.

4 Заряжаем гелевые батареи правильно и безопасно

Обслуживание описываемых аккумуляторов не требует от водителя ощутимых затрат сил и времени, знания особенностей конструкции АКБ. Их нужно лишь регулярно подзаряжать. Причем помнить, что гелевые накопители энергии очень капризны в этом плане. Для их зарядки специалисты настоятельно рекомендуют применять специальное зарядное устройство, которое может поддерживать в автоматическом режиме заданное входное напряжение. Важно! Если использовать подобные приспособления, вероятность перезаряда батареи равняется нулю.

Впрочем, тратиться на покупку специального устройства необязательно. Зарядить гелевую АКБ реально и при помощи обычного приспособления, используемого при эксплуатации кислотных батарей. Важно лишь одно. Зарядное устройство должно иметь функцию настройки (ручной) напряжения. Зарядка аккумуляторов на 12 В выглядит просто:

  1. Выставляем нулевой ток и требуемое напряжение на зарядном приспособлении.
  2. Подсоединяем устройство к клеммам батареи (не забываем о полярности).
  3. Устанавливаем зарядный ток.
  4. Ждем 10–24 ч, пока аккумулятор полностью не зарядится.

Для регулярной подзарядки гелевых аккумуляторов практически обязательно приобрести специальное зарядное устройство
Для регулярной подзарядки гелевых аккумуляторов практически обязательно приобрести специальное зарядное устройство

Теоретически гелевые АКБ можно подзаряжать на высоких силах тока. В этом случае время операции снижается в 1,5–2 раза. Но лучше выставить ток на уровне 10 % от емкости аккумулятора и подождать 22–24 ч. Времени на зарядку потребуется больше, зато вероятность поломки батареи будет сведена к минимуму.

Гелевую батарею необходимо заряжать полностью! Если зарядка была неполной, при последующем обслуживании АКБ она просто-напросто не сможет набрать полный заряд.

5 Восстановление аккумуляторов своими силами – возможно ли?

В случаях, когда напряжение на гелевой батарее снизилось до 10 В, и она никак не хочет заряжаться, можно сделать следующее:

  • Аккуратно демонтируем крышку АКБ (обычно она приклеивается, особых проблем с ее снятием не возникает).
  • Выкручиваем все открывшиеся клапаны-колпачки.
  • Доливаем в аккумулятор дистиллированную воду. Жидкость должна слегка покрыть пластины (стержни) конструкции. Если вы перестарались и налили много воды, удалите излишек грушей либо шприцом.
  • Устанавливаем обратно колпачки и крышку, последнюю после зарядки нужно будет приклеить.

Оживить батарею можно и посредством ее циклической зарядки. Такое восстановление предполагает многократную подзарядку и следующую за ней разрядку аккумулятора. Разрядку выполняйте под минимальной нагрузкой. Достаточно включить лампочку (10, 5 Вт). При этом не допускайте разряжения АКБ ниже 10,5 В. Зарядку производим минимальным током. Его величину от емкости аккумулятора берем не более 0,05.

Гелевые АКБ – отличный источник для питания электросети автомобилей. По-настоящему широкого распространения они пока еще не получили из-за высокой стоимости и необходимости нечастого, но особого обслуживания.

Похожие статьи